Рекомендации педагога-социального

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

( 0 Голоса (ов) ) 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Алкоголизм — это первичное, хроническое заболевание, на развитие и проявление которого воздействуют генетические, психологические факторы и окружение. Это заболевание, как правило, прогрессирующее и смертельное. Оно характеризуется постоянными или периодическими неудачными попытками контролировать употребление алкоголя, озабоченностью алкоголем или наркотиком, употреблением алкоголя или наркотика, несмотря на неблагоприятные последствия, нарушением мыслительных процессов, наиболее заметное из которых отрицание.

Термин «отрицание» используется в определении не только в смысле единичного психологического защитного механизма, отражающего значение и значительность событий, но и более широко, включая целый ряд психологических маневров, снижающих осознание того факта, что употребление алкоголя или наркотика является проблемой, а не решением проблемы. Отрицание становится неотъемлемой частью заболевания и почти всегда — основным препятствием к выздоровлению. Отрицание в алкоголизме есть комплексный феномен, определяемый множественными психологическими и физиологическими механизмами. Это включает фармакологический эффект алкоголя на память, влияние эйфорической памяти на восприятие и самоосознание, роль подавления и вытеснения, как психологических защитных механизмов, а также влияние социального и культурного потакательства и пособничества.

Абстиненция — воздержание от употребления определенного вещества. В выздоровлении — это воздержание от любых психоактивирующих веществ, способных вызвать зависимость. Может также означать воздержание от зависимого поведения, как то: игра в азартные игры, переедание и т. д.

Злоупотребление — использование определенных психоактивных веществ, приносящее вред.

Пристрастие / аддикция — процесс заболевания, характеризующийся продолжающимся потреблением специфического психоактивного вещества, несмотря на физический, психологический и социальный вред.

Провалы в памяти — острая амнезия без формирования долгосрочной памяти, в результате употребления алкоголя или других наркотиков, выпадение из памяти определенного периода.

Химическая зависимость — термин общего значения, относящийся к психологической или / и психической зависимости от одной или более психоактивной субстанции.

Кросс-толерантность — толерантность, индуцированная повторяющимся употреблением одного психоактивного вещества, проявляемая по отношению к другому веществу, которое индивид не употреблял в последнее время.

Декриминализация — отмена уголовной ответственности за владение/ хранение и использование нелегальных психоактивных веществ.

Зависимость — этот термин используется в трех значениях:

1. Физическая зависимость — физиологическое состояние адаптации к специфическому психоактивному веществу, характеризующееся появлением абстинентного синдрома во время воздержания, который может сменяться полностью или частично при возобновлении потребления вещества.

2. Психологическая зависимость — субъективное ощущение потребности в специфическом психоактивном веществе, либо из-за его позитивных эффектов, либо для избежания негативных эффектов, связываемых с его отсутствием.

3. Одна из категорий заболевания, связанного с употреблением веществ.

Детоксикация — процесс освобождения человека от присутствия специфического психоактивного вещества в его системе безопасным и эффективным образом.

Наркотическая интоксикация — дисфункциональные нарушения физиологических и психологических функций, настроения, когнитивных процессов, являющихся следствием употребления психоактивных веществ; обычно основывается на нарушениях в ЦНС.

Пособничество — любое действие человека или социального института, которое, намеренно или ненамеренно, побуждает индивида к продолжению аддиктивного процесса (зависимости).

Семейный алкоголизм — паттерн алкоголизма, проявляющийся более чем в одном поколении определенной семьи, в связи с факторами генетики и/или окружения.

Семейная интервенция — особая форма интервенции, вовлекающая членов семьи алкоголика/наркомана, созданная как для выгоды пациента, так и для семьи.

Интервенция — спланированное взаимодействие с индивидом, у которого возможна зависимость от одного или более психоактивных веществ, с целью осуществления полной оценки, преодоления отрицания, прерывания поведения, связанного с употреблением наркотика с целью побудить индивида начать лечение. Предпочитается техника представления фактов, связанных с употреблением психоактивного вещества, в заботливой, доверительной, понимающей манере.

Потеря контроля — неспособность постоянного ограничения собственного употребления психоактивных веществ.

Злоупотребление лекарствами — любое употребление прописанного наркотика, отличающееся от принятых медицинских предписаний.

Передозировка — преднамеренное или непреднамеренное употребление дозы, гораздо большей, чем привычно употребляемая индивидом, или обычно приписываемая для лечения болезни, в результате которого очень вероятно серьезное отравление или смерть.

Полизависимость — совместное потребление двух или более психоактивных веществ в количествах и с частотой, вызывающих у индивида значительные физиологические, психологические и социальные дистрессы или нарушения.

Профилактика — социальные, экономические, законные (правительственные), медицинские и/или психологические меры, направленные на минимизацию использования веществ, потенциально вызывающих зависимость, на снижение риска зависимости у предрасположенных к тому индивидов или на уменьшение прочих неблагоприятных последствий употребления психоактивных веществ. Первичная профилактика состоит из попыток уменьшить случаи аддиктивных заболеваний и связанных с ними проблем у населения. Вторичная профилактика направлена на раннее выявление, диагностику и лечение подвергнувшихся воздействию индивидов. Профилактика третьего уровня пытается снизить случаи осложнений аддиктивных заболеваний.

Проблемное пьянство — неформальный термин, описывающий паттерн употребления алкоголя, связанного с жизненными проблемами, еще до установления окончательного диагноза алкоголизма. Также общий термин для любого употребления алкоголя с тяжелыми последствиями, включая алкоголизм.

Выздоровление — процесс преодоления как физической, так и психологической зависимости от психоактивного вещества, с внутренним обязательством сохранять трезвость.

Реабилитация — восстановление оптимального состояния здоровья с помощью медицинских, психологических и социальных мер, включая

поддержку группы для алкоголика /наркомана, члена семьи или значимого другого.

Срыв — возобновление химически зависимого поведения индивидом, ранее достигшим и сохранявшим воздержание в течение значительного периода времени с момента прекращения употребления.

Трезвость — состояние полного воздержания от психоактивных веществ индивидом с зависимостью, в сочетании с удовлетворяющим его качеством жизни.

Толерантность — состояние, в котором для желаемого эффекта необходима все большая доза психоактивного вещества.

Лечение — применение запланированных процедур для идентификации и изменения паттернов поведения, которые малоадаптивны, деструктивны и вредят здоровью; или для восстановления необходимого уровня физического, психологического и социального функционирования.

Синдром отмены/абстинентный синдром — появление предсказуемых сочетаний симптомов, сопровождающее прерывание потребления или резкое снижение дозы психоактивного вещества.

 

Родителям о курении детей

( 0 Голоса (ов) ) 

Уважаемые родители! 

          Волнует ли вас, что ваш ребенок курит или может начать курить? Конечно, есть проблемы учебы, выбора профессии, общения, приобщения к выпивке, которые могут казаться более серьезными, но и от  курения не нужно отмахиваться. Решение подростка начать курить может отрицательно сказаться не только на его здоровье, но и на его отношениях с другими и даже на его успехах в учебе. Знаете ли вы, например, что подростки, которые курят, часто оказываются более чем посредственными учащимися?

          Важно, чтобы вы не упустили время и успели вмешаться раньше, чем ваш ребенок закурит первую сигарету или курение станет для него привычкой.

          Иногда достаточно трудно понять, почему у человека возникает желание начать курить. И, тем не менее, каждый год миллионы молодых людей зажигают первую в своей жизни сигарету. И следующим в их числе может быть ваш ребенок.

          Что подталкивает подростка к курению? Основных причин три: их друзья, которые уже курят; родители, старшие брат или сестра, которые курят; личностные качества подростка, особенно его низкая самооценка (подростки с невысоким мнением о себе ищут способы поменять свой имидж; самым легким и доступным таким способом они считают курение).

Желание выглядеть взрослыми, чувствовать себя независимыми, во всем перечить вам и временами даже здравому смыслу – чувство нормальное для подростка!

Что делать в таком случае?

Почему бы вам не поспособствовать, чтобы ваш ребенок самостоятельно принял решение относительно курения, почему бы вам не проявить вашу родительскую озабоченность о здоровье ребенка?

Не нужно надеяться на то, что мрачные описания рака или других болезней сердца заставляет вашего ребенка отказаться от курения. Такие доводы не срабатывают. Если вы курите, сильнейший ваш довод против курения может заключаться в том, что вы сами бросите курить. Родители, старшие братья и сестры являются для подростков образцом для подражания.

И как бы вы ни старались переубедить вашего ребенка во вреде курения, вероятность того, что он также возьмется за сигарету, будет в 5-8 раз выше, чем в семьях, где родители не курят.

Уважаемые родители! Поддержите школу, в которой учится ваш ребенок, в борьбе с табаком. Включайтесь в реализацию программы «Жизнь без табака». В ней предусмотрено и ваше участие, предложите свою помощь школе.

Пусть решение бросить курить станет вашим общим планом, в котором вам будет помогать ваш ребенок. Будьте с ним искренни во всем, что касается вашей привычки. Ваше желание бросить курить было бы лучшим примером, который вы могли бы подать, и если это вам удастся, то этот шаг принесет большую пользу вашему сердцу и лёгким.

Если вы не можете отказаться, то постарайтесь воздерживаться от курения дома, в присутствии своих детей.

Помните, живя со своей семьей под одной крышей, вы принуждаете дышать их тем же самым дымом, которым дышите сами.

 

Материал подготовила педагог социальный                 С.Н. Хоронжая

 

Рекомендации об освобождении от пороков

( 0 Голоса (ов) ) 

Рекомендации об освобождении от пороков

 

1.    Установить и устранить причину порока, плохой привычки. Надо действовать не только от порока, но и против причин, его породивших.
 
2.    Устранить поводы, провоцирующие проявление порока, пережитка, не позволять себе поддаваться влиянию плохой привычки, активно сопротивляться всяким соблазнам.
 
3.    Наметить упражнения, определить виды деятельности, которые позволили бы тренировать себя в преодолении дурной привычки, порока и в правильном поведении.
 
4.    Надо верить что любой порок или дурную привычку можно устранить, следует поддерживать оптимистический настрой даже при первых неудачах. Человек все равно сильнее своих страстей.
 
5.    Чем дольше человек терпит дурную привычку, тем она сильнее укореняется в его характере. Любую привычку можно изменить проще и быстрее сегодня, чем завтра. Победа над собой сегодня важнее победы завтра, не говоря о том, что она легче.
 
6.    Нельзя преодолеть ни один недостаток без выработки у себя сознательной самодисциплины, которая, по мнению А.С. Макаренко, есть дисциплина движения  вперед и преодоления препятствий, в особенности таких препятствий, которые заключаются в людях.  
 
7.    Иногда нельзя справиться с недостатками без помощи коллектива. Поэтому надо попросить товарищей, чтобы всегда одергивали тебя, если берет верх дурная привычка, невоспитанность, эгоизм.
 
8.    Чтобы победить зло в себе, надо опираться на лучшее, что есть в собственном характере. Направляйте собственное трудолюбие на пользу людям - и искорените эгоизм, сделайте действенной любовь к людям - и исчезнет лень. И так во всем: развивайте положительное и применяйте его, тогда легче уничтожить все плохое, ненужное.

 

 

 

Материал подготовила педагог социальный Хоронжая С.Н.

Консультирование родителей по вопросам предупреждения вредных привычек у подростков

( 0 Голоса (ов) ) 

Консультирование родителей по вопросам предупреждения вредных привычек у подростков

 

   Большинство родителей понимает важность проблемы подросткового курения, хотя и не рассматривает эту проблему в качестве основной (первое место в глазах родителей занимают социальные проблемы). Особенно обеспокоены проблемой курения матери подростков, которые сами не курят. Курящие матери и отцы обеспокоены этой проблемой в меньшей степени.

 

   Нет смысла доказывать ни родителям, ни подросткам, что курение является важной проблемой в настоящий момент. И те, и другие прекрасно осведомлены об этом.

 

   И у подростков, и у родителей сложился в целом отрицательный образ курения как опасной и бесполезная привычки, которая влияет на здоровье и внешний вид человека. Проблемы и опасности, связанные с курением, хорошо известны как родителям, так и подросткам. Однако положительный образ НЕ-курильщика пока еще также не сформирован и мало распространен.

 

   Менее половины родителей считают, что их собственный пример может побудить подростка начать курить или отказаться от курения. Родители придают большее значение влиянию теле- и кино- героев, чем близких родственников.

 

   Курение родителей имеет тесную взаимосвязь с попытками подростка начать курить. В семьях с курящими родителями и даже в семьях бывших курильщиков две трети подростков хоть раз в жизни пробовали курить, в некурящих семьях таких намного меньше - 41%. В курящих семьях первая попытка курения подростка также происходит в среднем на год раньше, чем в некурящих семьях.

 

   Курение родителей оказывает влияние на закрепление привычки курения у подростков. В курящих семьях подростки не только чаще пробуют курить, но и чаще продолжают делать это регулярно, чем это случается в некурящих семьях или в семьях бывших курильщиков.

 

  Хотя родители считают себя одним из наиболее важных групп, оказывающих влияние на подростка, тем не менее, они склонны недооценивать влияние собственного примера на отношение подростка к курению. Подражание же взрослым, и первую очередь близким людям, а не кино- и телегероям, является одной из очень важных причин, побуждающих подростков курить.

 

    Мальчики смелее и чаще девочек вовлекаются в курение, курение среди мальчиков менее осуждается в обществе, чем курение девочек. Девочки пока реже пробуют курить, табу на курение действует на них сильнее, однако, начав курить, они чаще становятся регулярными курильщицами.

 

   Подростки не являются однородной группой, к которой применимы одни и те же подходы и стандарты. Подходы к обращению и влиянию на девочек и мальчиков должны быть разными. Воздействие на младших подростков гораздо действеннее и легче, чем на уже выросших подростков.

 

   Более половины курящих подростков считают, что родители знают об их привычке курить. Родители гораздо лучше осведомлены о курении мальчиков, чем о курении девочек. По мнению подавляющего большинства регулярно курящих мальчиков, их родители знают о том, что они курят. Девочки скрывают свое поведение от родителей гораздо более успешно и о них родители знают гораздо меньше.

 

   Одним из важных сообщений, которое можно было бы адресовать родителям, сводится к тому, чтобы они, видя, что их ребенок курит, не оставались к этому равнодушными, не проходили мимо, не утверждали своим индифферентным поведением легитимность действий подростка. В семье не должно одобряться курение подростка даже в том случае, если родители курят.

 

   Несмотря на то, что большинство родителей обращались к подросткам с разговором о вреде курения, этот разговор чаще всего остался без ответа, то есть, был неэффективен. Возможно, родители начинают разговор о курении с подростками не вовремя (слишком рано, либо слишком поздно), и выбирают неверные аргументы, в чем родителям нужно было бы помочь.

 

   Для родителей курение играет второстепенную роль среди других более важных молодежных проблем. Лишь 9% родителей назвали курение среди наиболее важных проблем молодежи сегодня. На первое место большая часть родителей ставят социальные проблемы обустройства в жизни (получение работы и образования), а также употребление наркотиков и алкоголя.

 

   Социальные проблемы заслоняют для родителей все другие проблемы молодежи, и курение оказывается среди них далеко не на первом месте. Такой взгляд распространен как среди молодых родителей, так и среди родителей среднего возраста.

 

   Важнейшей причиной, побуждающей подростков курить, по мнению большинства родителей, является влияние друзей и сверстников. Почти столь же распространен взгляд, что причиной курения является желание подростков соответствовать принятым в этой среде стандартам, моде.

   Свое влияние на подростковое курение родители несовершеннолетних оценивают весьма скромно – и в качестве примера для подражания, когда родители курят сами, и в качестве причины, вызывающей у подростков желание сделать «назло» .

 

   Более половины подростков 12-17 лет пробовали курить. Курение родителей имеет тесную взаимосвязь с попытками подростка начать курить.

 

   Обнаружена сильная взаимосвязь курения родителей и опыта курения подростков, то есть попытками подростков попробовать курить.

 

   Родители более осведомлены о курении подростков в том случае, если подросток курит часто: почти две трети регулярно курящих подростков считают, что родители знают об их привычке. Среди тех подростков, которые курят иногда (через день или реже) таких менее половины, а о тех, кто курит лишь иногда, знают около трети родителей.

 

      В основе профилактики и борьбы с курением, появлением алкогольной болезни и наркомании лежит систематическое повышение уровня осведомленности детей и подростков о пагубности влияния вредных привычек на растущий организм. При этом основным методическим требованием при проведении беседы, лекции или разговора с детьми является личный примервзрослого, без которого немыслимо получение положительного эффекта.

    Главное правило воспитательно-оздоровительной и образовательной работы с детьми и подростками по профилактике наркомании и других вредных привычек заключается в том, чтобы это было сделано доходчиво, интересно, не вызывая сомнений. Важно не запугивать, а показывать преимущества здорового образа и стиля жизни, демонстрируя убедительные факты.

    Доказано, что систематическая двигательная активность человека приводит к выработке у него эндорфинов, повышающих эмоциональные и снимающих депрессивные состояния, страхи, комплекс неполноценности и неуверенности в себе. Поэтому особо важным является включение в программу профилактики наркомании и других вредных привычек регулярных занятий физической культурой и спортом, желательно преимущественно аэробной и силовой направленности, что способствует активизации деятельности нейронов головного мозга, продуцирующих энкефалины и эндорфины.

   

   Важно сформировать у педагогического коллектива осознанную потребность по реализации выработанной совместно программы действий.

 

    В последнее время наркотики приобрели такое широкое распространение в молодежной среде, что КАЖДЫЙ ребенок может получить предложение их попробовать, как раньше табак или алкоголь. Зависимость от наркотиков формируется очень быстро, иногда после нескольких употреблений. Наркомания - это болезнь, распространяющаяся со скоростью эпидемии и уносящая жизни детей с неотвратимостью, присущей СПИДу. Взрослому необходимо сегодня владеть основами информации по этой проблеме, чтобы при первом столкновении с ней не запаниковать и не совершить неправомерных действий, не причинить моральный вред ребёнку.

 

    По своей сути наркомания сегодня – это обряд субкультурного "крещения", проблема личностной свободы и запретного плода, проблема большего страха жизни, чем страха смерти.

 

    Многие исследователи проблемы профилактики наркомании у детей и подростков считают, что не существует никакой "преднаркотической" или "донаркотической" личности, а также никакой предрасположенности к наркотикам. С некоторой долей уверенности, с их точки зрения, можно говорить лишь о факторах, повышающих риск злоупотребления психоактивными веществами.

 

    Причины, приводящие к употреблению наркотиков, конечно, различаются, но к ним в первую очередь относится социальная незащищенность детей, неуверенность в завтрашнем дне, низкий уровень культуры и воспитания, совмещенный с недостаточным жизненным уровнем, неумение выйти из стрессовых состояния без использования веществ, влияющих на психику.

 

Советы педагогам и родителям – что делать, если вы подозреваете, что ребенок употребляет наркотики:

 

- не впадайте в панику;

- понаблюдайте за ним внимательно, не демонстрируя чрезмерного волнения и подозрения;

- ни в чем не обвиняйте ребенка, не читайте ему мораль, ни в коем случае не угрожайте и не наказывайте;

- поддержите ребенка, проявив внимание и заботу;

- обратитесь за консультацией к врачу, составьте совместный план действий;

- поставьте в известность о своих подозрениях директора;

- не привлекайте внимания других ребят к этой ситуации;

- имейте в виду, что все медицинские исследования возможны только при соблюдении личных прав ребенка.

- помните, что ваши подозрения могут так ими и остаться, и нанести моральную травму ребенку;

- совместно с администрацией необходимо предпринять все возможные меры к недопущению влияния этого ребенка на других детей;

- необходимо поставить в известность родителей;

- не верьте уверениям ребенка, что он сможет справиться с этим без специальной помощи;

- попытайтесь уговорить его обратиться к специалисту (в любом случае, все лечебные действия могут осуществляться только дома и с согласия родителей).

 

    Употребление детьми наркотиков может определяться множеством разнонаправленных факторов, на которые педагоги в условиях школы не всегда могут повлиять. Задача коллектива– предпринять максимум усилий и не допустить распространения беды на своей территории.

Cчётчик посещения 

Яндекс.Метрика